Практика тайцзицюань подразделяется на: одиночную – практику отдельных форм и практику комплекса (таолу); и парную – практику в паре, такую как туйшоу, дуйлянь, саньшоу.Одиночная практика является сущностью (ти), а парная – применением (юн) тайцзицюань.
"Тайцзи – это единая ци, а единая ци – это тайцзи. Говоря о сущности, скажем "тайцзи", говоря о функции (применении) назовём "единой ци"."
Сунь Лутан
Одиночная практика является основой для парной работы.Любая практика имеет этапы совершенствования.Но прежде чем приступить к этапам необходимо построить "фундамент", на котором будет возводиться "здание" совершенствования. "Фундамент" - это "последовательность освоения форм", а "здание" - это "этапы совершенствования"."Последовательность освоения форм" в себя включает: разучивание, разбирание, фиксирование, соединение.
Все мастера боевых искусств отмечают важность правильного выполнения форм, от этого зависит качество дальнейшей практики.
"Занимающийся должен заботиться о концентрации на правильных позициях и выравнивании с самого начала, тело позднее может повредиться".
Гун Баочжай
Правильное выполнение формы позволяет энергии и крови свободно циркулировать по телу, тем самым придавая силу каждому движению.
"Если цюань правильный, то кровь течет свободно по сосудам всего тела, энергия и сила многократно увеличиваются".
Сунь Лутан
Неправильное выполнение, напротив препятствует свободной циркуляции энергии и крови, что сможет причинить вред организму. И чем дольше ученик будет практиковать неправильно формы, тем глубже проникает болезнь.Движения и здоровье организма напрямую взаимосвязаны, а потому необходим опытный наставник, способный исправить (вылечить) болезнь неправильных движений.
"Если болезнь ясна, то её можно легко излечить. Это зависит от мастерства наставника и глубины понимания им принципов. Если болезнь скрытая и комплексная, то без опытного и глубоко знающего принципы наставника её не вылечить. Эту болезнь невозможно увидеть у практикующегося, и сам он её не ощущает, полагая, что практикуемые им принципы достигли зрелости. Однако болезнь, о которой не знаешь сам, может засесть ещё глубже. Не познавшие этот принцип, и далеко зашедшие по этому пути, не могут уже исправить болезнь такого рода. Эта болезнь называется "грубая естественная Цзинь".
Бай Сиюань
И далее, чтобы этого не произошло, Бай Сиюань пишет:
"Первое, что необходимо практикующему боевые искусства – это получить истинную передачу. Правила, которые содержатся внутри боевого искусства, нужно знать точно и тренироваться в соответствии с ними.
Второе – необходимо дорожить этим.
Третье – необходимо обладать постоянством."
Для того, чтобы выполнить форму правильно, первое, что необходимо – знать её применение (юнфа). Тогда имеется яркое представление тому, что выполняется, а движение исходно будет верно.Более верно будет, если демонстрация юнфа будет проводиться в ключе техники циньна. Если движение не верно, то болевого воздействия не будет.
В этот период освоения форм, необходимо разобрать, что выполняет каждая из рук в каждом движении. Имеется ввиду 8 методов (пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као). Например, пэншоу в форме "схватить воробья за хвост" в стиле Ян тайцзицюань. В пэншоу пэн выполняет только одна из рук, другая же рука выполняет ань. И так необходимо разобрать все формы. Также важно разобрать все вращения, которые присутствуют в форме, начиная от вращений каждой из рук и заканчивая всем телом. Необходимо обратить внимание на одновременность или согласованность верха и низа.
"Правильное цзинь происходит из правильного управления и правильного движения"
Хэ Цзиньхань
"Сохранение определенной стойки в её правильной форме от нескольких секунд до нескольких минут и более, без какого-либо движения, называется "поза столба". Это является общепринятой практикой и очень эффективным средством для развития силы ног, большего погружения, мощи и выносливости, т.к. постепенно возрастает прочность нижней части тела, как будто вы врастаете в землю"
Ян Юйтин
Фиксирование крайних положений каждой формы называется "Квадратный каркас". Он ставит целью: установиться в середине, отработать основной навык тайцзицюань - вытягивание,более явно выделить пустоту-полноту в формах.В этот период практики происходит наложение вдоха и выдоха на движение.
Выполнение всего комплекса в легкой непринужденной манере, плавно и непрерывно, называется "Круглый каркас". В это времяставится практика взгляда в каждом движении, нарабатывается лёгкость (цин), подвижность (лин), округлость (юань), равномерность (юнь). "Истинное боевое мастерство приходит не из комплексов, а из практики отдельных движений. Нужно первым делом практиковать отдельные движения, понять и выработать цзинь в этих движениях, понять их применение. Только после этого можно переходить к практике комплексов" Лю Цзинжу Освоение комплекса (таолу) – это ещё не мастерство, как предполагают многие, а "всего лишь волоски на коже". "Если изучать по одной форме за 7-10 дней, на всё изучение уйдет от полгода до года. Ес-ли таким образом тренироваться, то не постигнешь боевое искусство и за всю жизнь. То, чему научишься – не более, чем формы цюань, всего лишь волоски на коже". Люй Чжаньао "Без Внутреннего Мастерства все техники никуда не годятся, и нет смысла их практиковать" Ма Чюаньсюй Явная цзинь (минцзинь) - означает твердую (чан) цзинь, твердую – не означает грубую. На этом этапе движения рук и ног должны быть согласованны, нельзя допускать хаотичности. Движения большие, круги явные, формы открытые и растянутые. Сила выражается явно в каждом движении. Движение от открывания к закрыванию соответствует "Омовению" тела и головы "Малым Небесным кругом". Движения регулируют дыхание. Принцип регулирования заключается в согласованности действий рук и ног. Дыхание через нос, оформлено снаружи. Мысль следует за движением. Сначала мысль (и) помещают только в начальную и конечную точку каждого движения. Когда в этом опыт будет достаточный, переместите мысль (и), чтобы прояснить линию, через которую проходит путь каждого движения. На этом этапесемя (цзин) преобразуется в энергию (ци). Энергия свободно циркулирует по переднесрединному и заднесрединному меридианам – это называется "Малым Небесным кругом". Хао Вэйчжэнь называл этот этап – Начальный уровень обучения. "Тело как будто находится в воде, а ноги – как будто преодолевают сопротивление воды." Скрытая цзинь (аньцзинь) означает мягкую (жоу) цзинь. Мягкая – не значит слабая (жуань). Слабая - значит без силы, мягкая – не означает отсутствия силы. На этом этапе движения рук и ног как бы останавливаются, но не останавливаются, это значит "Большой круг" "Омывает" 4 конечности. Движения и круги маленькие, более закрытые и сжатые – вплоть до сведения в прямую линию. Во время практики необходимо раскрыть дух (шэнь) и энергию, нельзя себя ограничивать. Движения должны быть живые, текучие, наполненные внутренней силой. Дыхание регулирует движение. На этом этапе дыхание первично, а движения вторичны. Это говорит о том, что вдох и выдох двигают тело. Внимание сосредоточено – на внутреннем дыхании даньтянь, поэтому называется "зародышевым дыханием". Дыхание оформлено внутри. Движения следуют за мыслью. Каждое движение выполняется следуя телом за мыслью (и), от начальной точки до конечной в процессе всего движения. Вначале таким образом выполняется каждая форма, а затем весь комплекс тайцзицюань. На этом этапеэнергия преобразуется в дух (шэнь). В это время энергия может свободно циркулировать по всему телу – это называется "Большой Небесный круг". Хао Вэйчжэнь называл это "Вторым уровнем обучения". "Движения корпуса, рук и ног как будто совершаются в воде. Ноги не достают до дна, подобно пловцу, свободно плывущему на большое расстояние". Изменчивая цзинь (хуацзинь) - это предел мягкости. Если внутри нет воли, преднамеренности – это истинная воля. Когда инь и ян полностью перемешаны, твердое и мягкое соединены друг с другом, внутреннее (нэй) и внешнее (вай) как одно целое – это и будет изменчивая цзинь (хуацзинь). "Цюань без цюань, воля без воли, то, что внутри безволия – истинная воля. Не видишь - но очевидно, не движешься – но изменяешься, не действуешь – но создаешь. В безмолвии и неподвижности вслушиваешься в ощущения и достигаешь проникновенности". Цюаньцзин "Когда достигнуто состояние пустоты, то тело – не то тело, а сердце – не то сердце, форма и дух одинаково чудесны, это состояние истинного единения с Дао. В это время тело еди-но с Великой Пустотой. Практикуя в Пустоте, единении с Дао, достигаешь безмолвия и непод-вижности, вслушиваешься в ощущения и продвигаешься в постижении. Невозможно не стать самодостаточным, это дао повсюду, это состояние абсолютного безразличия." Го Юньшэнь Дыхание хотя и есть, но как будто его нет. Смысл в том, что нельзя забывать о дыхании, и нельзя помогать. В сердце сплошная пустота, не наличие и не отсутствие, нет никаких проявлений. Отбрасывается представление линии или пути и заменяется в сознании движущейся точкой, позволив движению тела следовать движению движущейся точки. После некоторой практики таким образом, будет возможным выполнить весь комплекс тайцзицюань плавно и живо, подобно бегущей воде или гонимому ветром облаку. На этом этапе духвозвращается в Пустоту (сюй) – это состояние, в котором появляется возможность двигать ци без сознательного усилия. "Третий уровень обучения – позволяет увеличить подвижность, ноги как будто движутся по поверхности воды. Когда приходишь к этому уровню, в сердце такая осторожность, как если погружаешься в глубокий омут или ступаешь по тонкому льду, нет и малейшего расслабления воли. При малейшей рассеянности шэнь и ци, боюсь, что сразу утонешь." Хао Вэйчжэнь Это небольшой путеводитель для практикующих тайцзицюань. Он не указывает всех нюансов на пути совершенствования в одиночнойпрактике, но указывает основное направление. Закончить материал можно словами знаменитого мастера конца XIX века Го Юньшэня: "Изучать путь кулачного искусства как крайне легко, так и крайне трудно. Легко – потому, что формы простые, лёгкие и немногочисленные. Трудно – потому, что простые формы быстро надоедают (вызывают пресыщение) и, внешне, не вызывают восхищения. Из-за этого легко бросить на полпути, возненавидеть обыденные методы, и не дойти до чудесных основополагающих принципов."
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Г.Соединение всех форм в более-менее плавный непрерывный комплекс (таолу)
Этапы совершенствования
I ЭТАП
Регулирование тела
Регулирование дыхания
Регулирование сознания
II ЭТАП
Регулирование тела
Регулирование дыхания
Регулирование сознания
III ЭТАП
Регулирование тела
Регулирование дыхания
Регулирование сознания
Заключение